Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2009-10-14 10:08:02

inna3228
New member

Статья: "Саморегулирование в строительстве"

Как воспринят закон №148 строительными организациями? Различается ли реакция субъектов малого, среднего предпринимательства и крупных строительных предприятий?
   Чернова И.Н.: Предпринимателями закон воспринят неоднозначно. Крупные строительные организации, в подавляющем большинстве случаев, нововведение оценивают положительно, т.к. появляется определённая степень свободы, новые возможности, такие как консолидация сил и средств участников СРО, влияние на рынок услуг, оперативное получение неограниченного количества разрешений по видам производимых работ и др.
    Большинство субъектов малого и среднего строительного бизнеса к закону относятся негативно, опасаются захвата рынка крупными строительными компаниями, выражают беспокойство за возможное удорожание услуг предоставляемых СРО, например, повышение величины ежегодных членских взносов, сохранность и пополнение компенсационного фонда, ведь в случае возникновения прецедента осуществления выплат из средств компенсационного фонда или уменьшения его вследствие девальвационных потерь, пополнять фонд придется всем  членам равными долями не зависимо от оборота и степени собственных рисков.  Более того, складывается ситуация, при которой строительные организации вынуждены выбрать СРО «один раз и навсегда», фактически исключается возможность последующего выбора подходящей по условиям СРО, методом «проб и ошибок», т.к. цена «ошибки» при выборе СРО может достигать 300-400 тыс. руб.. Смена СРО по причине жёсткого контроля, мешающего коммерческой деятельности предприятия, неприемлемой политики саморегулирования, возросших поборов, нерационального ограничения членов СРО в видах деятельности, и др. влечет за собой значительные затраты предпринимателей, т.к. смена СРО исключает возврат, перевод суммы взноса в компенсационный фонд из предыдущей в выбранную СРО, что, несомненно, создаст почву для различного рода административных спекуляций, лоббирования интересов «приближенных организаций» и других прелестей «ненавязчивого сервиса», а главное, у саморегулируемых организаций полностью исчезнет необходимость в конкуренции, их действия сведутся к осуществлению функций «вторичных страховщиков ответственности», а ведь сутью саморегулирования является создание условий, при которых у ответственных лиц, руководителей СРО на местах, появляется необходимость в действиях, компенсирующих негативные факторы, собственно саморегулирование, так стремительно меняющейся строительной отрасли.

     Какие явные трудности, противоречия можно ожидать в связи с действием Федерального закона № 148 – ФЗ?
    Чернова И.Н.: Ежегодные убытки, связанные с размещением средств компенсационного фонда СРО, могут составлять более 40 тыс. рублей для одного члена (разница между скрытой инфляцией и ставкой рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации). В том числе, членские взносы, составят около 50 тыс. рублей в год, прибавим  страхование ответственности, то же ежегодное, получим объём возможных ежегодных сборов СРО в размере свыше 100 тыс. руб. в год с члена СРО в зависимости от «аппетитов» организаторов, которые законом №148 никак не регламентируются.
На лицо явная попытка «загнать» малые строительные предприятия с годовым оборотом не более 2-3 млн. рублей, количество которых в стране более 400 тыс., в субподрядные обязательства, диктуемые крупными, а порой и аффилированными организациями, так как руководители небольших строительных компаний  будут не в состоянии обеспечить членство в СРО, в связи с непомерно высоким,  недифференцированным (без учета объёмов проводимых строительно-ремонтных работ, величины рисков, объёма ежегодной прибыли предприятий) размером взноса в компенсационный фонд, последующими «поборами»,  что повлечет массовую ликвидацию субъектов малого бизнеса и, как следствие, безработицу свыше 2,5  млн. человек.
    Установление недифференцированных взносов в компенсационный фонд СРО, составленных без учёта объёмов проводимых работ, величины сопутствующих рисков, ежегодной прибыли предприятий; препятствование членству в СРО субъектам малого предпринимательства с целью снижения степени рисков и др., влечет за собой нарушение ранее принятых законов: статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ;  Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ.
     Кем и какие меры принимаются для предотвращения негативного прогностического развития ситуации?
     Чернова И.Н.: На 01.09.2009г. изменений, дополнений к ФЗ № 148, Градостроительному кодексу РФ, не обнародовано, все дебаты происходят на уровне «кухонных» разговоров. НПС «Базис», при участии инициативной группы предприятий, сформировало Программу по поддержке малого и среднего предпринимательства, отражающую основные проблемы предприятий при регистрации и осуществлению дальнейшей деятельности в составе СРО. Цель: в кратчайшие сроки изменить позицию государства в лице Ростехнадзора по отношению к субъектам малого предпринимательства, в частности:
-создать приемлемые условия для субъектов малого бизнеса при формировании компенсационного фонда СРО с целью обеспечения их членства;
- консолидировать силы и средства субъектов малого и среднего бизнеса с целью создания конкуренции крупным компаниям, в том числе обеспечивающей равноценное участие в торговых процедурах субъектов малого предпринимательства;
- создать целевые фонды в поддержку субъектов малого и среднего бизнеса;
-развить систему межрегионального сотрудничества предпринимателей;
-организовать методическую помощь;
- предоставить возможность строительным организациям переходить вместе с собственной долей компенсационного фонда во вновь выбранную саморегулируемую организацию, наиболее отвечающую сложившимся внутренним требованиям организации;
- ввести открытую систему государственного контроля за недобросовестными строительными организациями, руководителями строительных организаций, СРО, ограничивая их дальнейшую деятельность  в строительной отрасли.
Принять участие в инициативной группе по продвижению Целевой программы, ознакомится с полным текстом можно на сайте НПС «Базис»: http//basis.bos.ru

     Кто и каким образом управляет компенсационным фондом? Как гарантируется его сохранность, например, от девальвационных потерь?
      Чернова И.Н.: Компенсационный фонд – гарант ответственности участников СРО перед третьими лицами при осуществлении работ (выполнении услуг), влияющих на безопасность объектов капитального строительства, отнесенных к регулированию СРО, т.е. это случаи некачественного производства строительных работ, нанесения ущерба экологии, причинение вреда третьим лицам при производстве работ и др. Необходимо уточнить, что выплаты из компенсационного фонда могут осуществляться исключительно на основании вступившего в законную силу решения суда.
Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предложено размещать средства компенсационного фонда, для сохранения и увеличения, с помощью Управляющих компаний.
Вложение средств компенсационного фонда в управляющую компанию не обеспечивает необходимый уровень безопасности и прироста денежных средств. Управляющая компания гарантирует, в процентном соотношении, вероятность рисков вложения средств, при покупке того либо иного пакета ценных бумаг, причём ответственность за принятое решение в выборе способа размещения средств ложится на заказчика, то есть на СРО. Возможно страхование сделок такого рода, но в этом случае убытки от  девальвационной составляющей перешагнут аналогичный баланс потерь при использовании банковской схемы сохранения средств компенсационного фонда – размещение средств на депозитном счете.
      На что вы советуете обратить внимание при выборе СРО?
      Чернова И.Н.: Хочу обратить внимание руководителей организаций строительной отрасли на отсутствие территориальной принадлежности к конкретной СРО. То есть, компания может выбрать любую саморегулируемую организацию, предоставляющую максимально приемлемые условия.  Не помешает ознакомиться с перечнем участников саморегулируемой организации.  Так же не маловажно  открытость информации в вопросах управления и сохранения компенсационного фонда, обязательства СРО по сохранению уровня взносов, прав, обязанностей участников, системы контроля деятельности участников, перечень дополнительных услуг СРО и др.

      Что происходит на рынке СРО? 
      Чернова И.Н.: Закон №148, устанавливает лишь нижний предел общей суммы  компенсационного фонда. Размеры вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд определяются учредителями СРО и никак не ограничены, поэтому на рынке СРО в настоящий момент предлагаются самые разнообразные условия, например, в СРО г. Москвы размер вступительных взносов составляет порядка 150 тыс.руб., размер членских взносов от 70 до 120 тыс. руб. в год, сумма взноса в компенсационный фонд от 300 до 450 тыс.руб. кроме того, предъявляется требование к наличию сертификата ISO.  В г. Оренбурге предлагают вступить в СРО на следующих условиях: вступительный взнос 50 тыс.руб., членские взносы около 50 тыс. руб. в год, взнос в компенсационный фонда – 300 тыс.руб. В г. Челябинске – вступительный взнос 50 тыс.руб., членские взносы от 80 тыс.руб. в год, взнос в компенсационный фонд 300 тыс.руб. Необходимо отметить, что после приобретения статуса СРО, цены на вступление в СРО, а так же членские взносы по статистике возрастают в 1,5 – 2 раза. В связи с чем рекомендуем при вступлении требовать письменные гарантии,  например, в форме финансового регламента  сроком на 3-5 лет, учитывающего: объём компенсации девальвационных потерь  при пополнении компенсационного фонда, обязательства сохранения уровня взносов, и др.. 
Кроме того, учредители СРО идут на более жесткие меры в борьбе за членов: например, руководители СРО в Челябинской области, попросту запугивают руководителей строительных организаций, угрожая отсутствием возможности участвовать и побеждать в торговых (конкурсных) процедурах на территории муниципального образования в случае выбора сторонней СРО, т.е. руководители СРО намекают на наличие определенного влияния на конкурсную комиссию МО при определении победителя конкурсных торгов и аукционов. И, что совсем парадоксально, вступившим в СРО строителям обещают распределение объемов работ на территории МО только между членами СРО. Каким образом, руководители таких СРО предполагают распределить объем работ в рамках муниципалитета на 100 – 200 членов СРО не известно.

      Какие оптимальные условия членства СРО на сегодняшний день?
      Чернова И.Н.: По предварительным подсчетам оптимальный годовой бюджет СРО составляет от 2, 8 до 3,7 млн. руб. в год. Следовательно, размер ежегодных членских взносов может составлять от 14 000 до 25 000 рублей в год. Вступительные взносы предлагается не взимать, т.к. достойно обосновать их целевое назначение затруднительно.
Размер суммы взноса в компенсационный фонд должен определяется для каждого члена дифференцированно, от 80 000 руб., до 520 000 руб., исходя из степени рисков, величины оборотных средств, других условий деятельности, конкретного предприятия, отражённых в Уставе, внутренних Положениях СРО. В законе № 148 не содержатся требования о перечислении взноса в компенсационный фонд СРО каждым членом в строго определённом размере 300 000 рублей. Такие категоричные требования учредителей СРО, специалистов Ростехнадзора, влекут за собой нарушения: Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ;  Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ.

    Более подробную информацию вы можете найти на сайте НПС «Базис»: http// basis.bos.ru

Offline

 

Отдел колонтитула