Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2010-08-12 13:21:43

Букинист
Moderator

Проблемы производства и сбыта ЖБИ

Экономический кризис жестко ударил по строительной отрасли. Под удар попали все, и в первую очередь производители железобетонных изделий. В 2009 году производство ЖБИ и ЖБК сократилось на 42,8 процента — до 4 млн. куб. метров. Производство крупных стеновых блоков (включая бетонные блоки стен подвалов), по данным Росстата, сократилось на 54,4 процента — до 128 млн. условных кирпичей.

Пока строительство было на подъеме, росло и производство ЖБИ. Характеризуя технологическое состояние заводов железобетонных изделий, участники рынка отмечают практически повсеместное использование традиционной формовой технологии. За короткие годы высоких прибылей добились лишь отдельные предприятия, которые перешли на более современную безопалубочную технологию. Большинство продолжает работать на старых формах, используя дешевый труд гастарбайтеров на несложных работах. Технологическое и вспомогательное оборудование на большинстве заводов создавалось в 60-70-е годы прошлого столетия, оно морально и физически устарело. Износ оборудования на некоторых заводах ЖБИ достигает 85 процентов, здесь очень низкий уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что делает труд на заводах низкооплачиваемым, а системы дозирования сырья не гарантируют получение качественной продукции. Сейчас сужающийся рынок требует от отрасли снижать издержки и находить новые способы увеличения эффективности труда. Но все же каждое предприятие находит свой выход из проблемной ситуации.
— Мы открылись незадолго до кризиса, — рассказывает Дмитрий Соколов, замдиректора Кировского бетонного завода, — который позволил учесть ошибки других участников рынка ЖБИ и исправить свои. Поэтому мы изначально не раздували штат и не перегружали материально-техническую базу. Наше производство максимально оптимизировано: все, что можно, автоматизировано: технические процессы отслеживаются с помощью компьютеров, участие людей сведено к минимуму. Тем самым мы добились существенной экономии на ресурсах.
Падение спроса повлекло за собой падение цен, но на подавляющем большинстве российских заводов ЖБИ прайс-лист остался без изменений. Как признавались топ-менеджеры крупных производственных предприятий, это произошло как минимум по двум причинам. Первая — себестоимость некоторых видов производства осязаемо выросла. Вторая — цены на рынке недвижимости долгое время держались на докризисной высоте и только потом начали постепенно снижаться. Сегодня все прогнозы очень сдержанные: рост производства ЖБИ зависит от того, как скоро последствия кризиса преодолеют строители.
Вместе с тем в Омске ситуация по ЖБИ отличается, и перепроизводства у нас не было. Рассказывает Светлана Гуринова, директор ЗАО «НовоСтрой КПД»:
— Наше государство как бы разделено на европейскую Россию с центром в Москве и на все остальные регионы, которые ощутили кризис в полном объеме. Поэтому и неудивительно, что в Московском регионе по ЖБИ наблюдался кризис перепроизводства, а в нашем регионе о затоваривании речи не идет. И все потому, что люди выскребают последние деньги, чтобы купить квартиру. Спрос и платежеспособность населения резко уменьшились в связи с кризисом, а желание монополистов получения технических условий и подключения готовых новостроек к сетям увеличивается.
Предприятия пытаются выйти из кризиса и строить жилье за собственные деньги, но и берут больше. По Омской области принята цена Минрегионразвития — 27,5 тыс. руб. за кв. метр. Реально все уходит по 30 тыс. руб. за кв. метр и выше. Если предлагают цену 25 тыс. руб. за кв. метр, то на чем-то жестко экономят, наверное, на качестве. Как производство может развиваться, если за подключение к коммуникациям только одного дома в микрорайоне требуют 70 миллионов — за весь микрорайон сразу.
Единого российского рынка железобетонных изделий как такового не существует: любой рынок ЖБИ обречен на локальность — в местах сосредоточения крупного капитального строительства. Слишком велики транспортные издержки, чтобы осуществлять поставки дальше, чем в соседние регионы. Следовательно, зависимость от потребления ЖБИ строителями в пределах определенного транспортного плеча является определяющей для всего спектра железобетонных панелей, ригелей, блоков, лестниц, колодцев и т. д.
Еще одна негативная тенденция, повлиявшая на производство ЖБИ и характеризующая снижение платежеспособности строителей, — сворачивание проектов, которые «пока не вышли на объемы». Как признался топ-менеджер одного из омских заводов ЖБИ, осенью 2009 года ему несколько раз пришлось столкнуться с ситуацией, когда перечисленные в качестве предоплаты деньги за ЖБИ приходилось возвращать по причине того, что инвестор замораживает проект. Каждый раз это приводило к изъятию средств из оборота предприятия.
В целом по России отпускные цены на железобетонные изделия стабилизировались с потенциалом падения в 5-10 процентов. Очевидная зависимость рынка ЖБИ от строительства выражается и в прогнозах дальнейшего развития. Можно сказать, что строители и производители бетонов и железобетонов идут по рынку рука об руку. В 2009 году в связи с сокращением объемов производства у тех и у других был недостаток «живых» денег, и потому возврат к бартерам и взаимозачетам стал актуален.
Но последующий рост отрасли будет связан прежде всего с увеличением объемов крупнопанельного домостроения, на это и должно быть направлено внимание федеральных и региональных властей, это строительство и надо стимулировать. Впрочем, и сами строители уже ведут активную борьбу по сокращению издержек. После принятия первых авральных мер — приостановки «бумажных» проектов, заморозки строящихся объектов и сокращения кадров — наступил черед решать вопрос, как с наименьшим ущербом для рентабельности приблизить себестоимость строительства к резко снизившемуся уровню платежеспособного спроса.

© Елена БЕРЕНДЕЕВА, Людмила ПЕТРОВСКАЯ. Омская область. | Строительная Газета №22 (10085) 4 июня 2010 г.


Чтобы строить - надо знать! Чтобы знать - надо учиться!

Offline

 

Отдел колонтитула