Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2008-11-17 20:17:02

baurum
Administrator

Строительство без лицензий приблизит кризис в отрасли

Мировой экономический кризис в первую очередь негативно отразился на отечественном рынке недвижимости и строительной отрасли в целом. Согласно прогнозам экспертов, потрясения на финансовых рынках заставили многих российских строителей пересмотреть свои стратегические планы, а некоторых вообще свернуть бизнес. Ряд застройщиков уже объявили о приостановке реализации одних проектов и «замораживании» других. Очевидно, что кто-то, не выдержав финансовой нагрузки, будет вынужден уйти с рынка.

По мнению многих экспертов, эту негативную тенденцию усилит и вступивший в силу 25 июля 2008 года федеральный закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дело в том, что нормы закона с 1 января 2010 года отменяют государственное лицензирование в строительной отрасли и вводят саморегулирование в строительстве. Выдача лицензий должна прекратиться 1 января 2009 года. До этого момента у строителей будет выбор — работать на основании лицензии или по соответствующему допуску саморегулируемых организаций (СРО). Теоретически СРО — механизм положительный. Однако строители сильно сомневаются в том, что на практике создание саморегулируемых организаций ограничится положительными последствиями.

В этой связи в адрес президента РФ, правительства РФ и Государственной думы продолжают поступать письма и телеграммы от руководителей строительных, общественных организаций и профессиональных сообществ. На сегодняшний день поступило более 900 таких обращений со всей России. В них строители, индивидуальные предприниматели выражают обеспокоенность возможными последствиями отмены лицензирования в строительстве.

Первое, на что необходимо обратить внимание, — переходный период от лицензии к допуску СРО. Как закон будет реали-зовываться, сказать трудно. С уверенностью можно прогнозировать, что в переходный период возникнет множество проблем чисто организационного харак-

тера, существенно усложняющих работу застройщиков. «Форсированная замена лицензирования в строительстве негосударственным саморегулированием является просто опасным. Необходим переходный период, в течение которого будут разработаны технические регламенты и сформирована нормативно-правовая база для саморегулируемых организаций», — говорится в обращении к депутатам Государственной думы от строителей Иркутска. А генеральный директор одной из ведущей башкирской строительной фирмы более категоричен. «Насколько мне известно, — пишет он, — 74 региона выразили протест против подобных новшеств в строительной отрасли, однако на федеральном уровне это просто проигнорировали».

Кроме того, вступление в члены СРО повлечет дополнительные финансовые затраты со стороны застройщиков (вступительные взносы, членские взносы, взносы в компенсационный фонд), что также скажется на строительной деятельности не самым лучшим образом. Строители Республики Дагестан, адресуя свое обращение президенту Дмитрию Медведеву, пишут, что закон о СРО не может быть реализован на территории республики из-за недопустимо высокой планки требований по доле вносимых финансовых средств. «В Республике Дагестан более 95% строителей занимаются малым и средним бизнесом, — отмечается в письме, — получается, что принятый закон № 148-ФЗ не соответствует последним указам президента РФ по поддержке малого и среднего бизнеса и практически полностью закрывает им дорогу на строительный рынок».

Срок переходного периода от лицензирования к саморегулированию крайне мал — эксперты полагают, что реально нужно не менее пяти лет. Иначе все саморегулируемые организации будут создаваться в пожарном режиме. Это может привести к допуску к строительству неблагонадежных участников, а также, как отмечают представители ведущих строительных компаний Ульяновской области, к «удорожанию стоимости жилья как минимум на 10%».

Еще один аргумент в пользу продления переходного периода — не принятые технические регламенты, которые должны прийти на смену СНиПам. Неясно, чем строительные СРО будут ру-

ководствоваться при приеме членов в организацию, а также при разработке правил и стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности.

Строители и эксперты отмечают большое количество недостатков закона. Первый и самый главный из них — это возможность монополизации рынка строительства. Учредителями СРО обычно выступают (и скорее всего будут выступать) крупные компании с сильными лоббистскими возможностями. Они, как известно, и устанавливают правила игры. Строительное сообщество Рязани считает, что данный закон не отвечает интересам как строительного рынка, так и государства в целом. Так как взамен административных барьеров создаются другие искусственные преграды, направленные на защиту «цеховых интересов», а также на монополизацию строительного рынка. «Вызывает непонимание, почему разработка реформы строительной отрасли носит закрытый, поспешный и хаотичный характер». Руководитель одной из крупных строительных компаний Калининграда, в очередной раз обращаясь к депутатам Государственной думы с просьбой прислушаться к мнениям российских строителей, пишет: «Сколько можно жить в эпоху перемен? Почему строительный бизнес загоняют насильно в модель, которая не имеет под собой правовой основы? СРО превратятся в монополистов, которые будут самостоятельно решать, кто будет строить и сколько это будет стоить. Все усилия государства на удешевление жилья теперь уже результатов не принесут».

Вторая проблема — объем и назначение компенсационного фонда. С одной стороны, взнос в компенсационный фонд 1 млн руб. для частного предпринимателя — сумма солидная. «Неужели наши депутаты не понимают, что 1 млн руб., который необходимо внести в компенсационный фонд при вступлении в саморегулируемую организацию, — это совершенно невыполнимая задача для представителей малого и среднего бизнеса? — обращаются к президенту Дмитрию Медведеву строители Ставрополя. — Последняя надежда только на Вас! Только Вы можете остановить авторов непродуманной идеи саморегулирования в строительстве и не ввергнуть тысячи строителей в безысходное состояние»!

С другой стороны — 100 млн для СРО сумма несущественная. Так как при серьезном форсма-жоре она не сможет покрыть материальный ущерб.

Еще один недостаток закона — непродуманный подход к количественному и качественному составу СРО. В России есть регионы, где невозможно найти и сотни строительных организаций. Об этом говорится и в обращении к председателю правительства Владимиру Путину от строителей Ямало-Ненецкого автономного округа. «На территории Ямало-Ненецкого автономного округа нет общественных организаций, готовых стать площадкой для создания СРО. Можно с уверенностью предположить: к 2010 году у нас не будет ни одной саморегулируемой организации». Местные компании будут вынуждены вливаться в СРО других регионов. А это крайне затруднит их деятельность. Что касается качественного состава, то здесь может возникнуть проблема у комплексных предприятий. На строительном рынке присутствуют компании, которые одновременно являются проектировщиками, застройщиками и ведут инженерные изыскания. Чтобы получить допуск ко всем работам, необходимо будет войти сразу в три СРО. Это чревато организационными проволочками (например, одна СРО уже будет создана, а вторая нет), неразберихой в документах, высокими финансовыми затратами (придется платить взносы сразу в три организации). Некоторые эксперты указывают, что довольно странно выглядит отсутствие в законе о СРО производителей стройматериалов: во многом именно от них зависит качество возведенных сооружений. Получается, что строители будут нести финансовую ответственность и за «того парня».

Все это позволяет сделать однозначный вывод: закон недоработан, у строителей нет опыта работы в некоммерческих партнерствах, а главное, то, что закон направлен на монополизацию строительного рынка России. В таких условиях логичнее было внедрять саморегулирование в строительстве анало-гично единому государстве иному экзамену: сначала отработать все механизмы в одном регионе, потом в нескольких, а далее уже перенести опыт на территорию всей страны, если в этом будет необходимость.

Галина РОСТОВСКАЯ


Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.
Гераклит Эфесский

Offline

 

Отдел колонтитула