Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2011-03-30 11:15:58

Букинист
Moderator

Законодатели хотели как лучше, а получилось…

Четыре года прошло после вступления в силу Федерального закона № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», коренным образом изменившего всю систему контроля за пожарной безопасностью объектов градостроительства в Российской Федерации. Стало ли от этого лучше нормативно-правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности? Боюсь, что нет.

В этой статье мне бы хотелось поговорить о том, что эти изменения в законодательстве дали тем, кто тесно связан со строительством (в основном это относится к Москве), а также попытаться ответить на несколько «маленьких вопросов»: «Поставленные задачи по устранению излишних административных барьеров, по исключению так называемых неэффективных старых подходов к осуществлению контрольных функций на всех этапах строительства, а также по исключению из процесса строительства так называемой коррупционной составляющей в лице Пожарной охраны решены или нет?».
Перед участниками строительного процесса в дополнение ко всем имеющимся проблемам стоят еще три не менее важных вопроса: «Как пройти экспертизу?», «Как получить разрешение Стройнадзора?» и «Как избежать проблем с Пожарной охраной на вновь построенном (реконструированном) объекте?». Правда, эти вопросы возникали и раньше, а связаны они были с Пожарной охраной. Ведь она и согласовывала проекты, и контролировала ход строительства, и принимала вновь построенные и реконструированные объекты. Все это делала Пожарная охрана! «Никакого тебе контроля — сплошная коррупция да и только» — слова, которые мы слышали как до принятия ФЗ-232, так и после.
Теперь все стало «по-другому». Экспертиза занимается проектной документацией на стадии проекта, Стройнадзор следит за ходом строительства, а Государственный пожарный надзор (далее по тексту — ГПН) контролирует уже построенный объект на стадии эксплуатации.
Однако провести проверку объекта ГПН может только через год после приемки Стройнадзором объекта в эксплуатацию, а если на момент составления ежегодного плана проверок не определено юридическое лицо, владеющее зданием, — то и через два, а то и три года. Раньше нельзя — запрещает Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Очень часто по итогам проверок ГПН вынужден направлять материалы в судебные органы. И в этой связи у инвестора возникает закономерный вопрос: «Почему? Проект получил положительное заключение Экспертизы. Разрешение на ввод объекта выдал Стройнадзор. В чем причина?».
Причина простая. Перед каждой из организаций стоит своя задача: перед Экспертизой — дать Заключение по проекту, перед Стройнадзором — принять объект, но только никто из них фактически не имеет права проверить: одна — соответствие рабочей документации согласованному проекту, другой — соблюдение на объекте ранее выполненных противопожарных мероприятий на стадии эксплуатации, где до введения контроля органами ГПН могут произойти любые изменения, включая смену заказчика или проведение различного рода работ. Конечно, согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 фераля 2006 года № 54 (далее по тексту — Постановление № 54), предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации,
но это уже другая организация и другие люди (специалисты). Я не хочу сказать ничего плохого, но все, кто знаком со строительством, знают, что специфика работы у Экспертизы и Стройнадзора не совсем одинаковая.
Разве мог раньше ГПН, отвечающий за обеспечение пожарной безопасности в стране, уйти от ответственности, заявив, что ничего не знает ни про проект, ни про то, как строилось здание и как оно функционировало?! Нет и еще раз нет! Ведь никто и никогда с органов ГПН не снимал функций по предупреждению пожаров, предотвращению гибели людей, а также по расследованию причин, способствующих его возникновению, и по рассмотрению административных дел о нарушениях требований пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Так кто выиграл от перераспределения функций контроля, возложив фактически одни и те же полномочия на три органа государственного контроля? Кому понадобилось впрягать лебедя, рака и щуку в один воз?
Следующий вопрос: «В чем заключается «новый подход» в осуществлении госпожнадзора на объектах градостроительства?»
К сожалению, приходится констатировать, что вся «новизна» свелась к тому, что полномочия по контролю над стройками, согласно ФЗ-232, просто были переданы от одной организации к другой, а нормативно-правовая база в этом вопросе так и осталась до настоящего времени не урегулирована.
Так, законом ФЗ-232 в статью 6 закона ФЗ-69 были внесены изменения, которыми установлено, что на объектах строительства и реконструкции, где предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках Комитета государственного строительного надзора.
Однако тем же ФЗ-232 не были внесены изменения в статьи 23.56 и 28.3 КоАП РФ в части наделения органов Стройнадзора правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности», а также в статью 23.34 КоАП РФ, определяющую круг должностных лиц, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.
Осталось непонятным — как может осуществляться государственный пожарный надзор в рамках Стройнад-зора, если, согласно статье 6 ФЗ-69, он возложен на должностных лиц органов ГПН, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и которые на основании части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГрК) не имеют права осуществлять надзор за строительством?
Вполне логично предположить, что избежать нарушения закона можно лишь двумя способами: или все проверки объектов капитального строительства должны проводиться Стройнадзором совместно с представителями ГПН, или Стройнад-зору необходимо направлять дела о нарушениях правил пожарной безопасности в территориальные подразделения ГПН. Ни то, ни другое не делается!
Это «правильно» — надо уходить от «неэффективных старых подходов к осуществлению контрольных функций», и неважно, что проверками в Стройнадзоре занимаются всего 15-20 человек (ранее этой работой на стройках г. Москвы занимались более 300 сотрудников ГПН), а количество пожаров (по официальной статистике) в 2010 году возросло до 85 случаев с 78 в 2009 году (по итогам 2006 года их количество не превышало 57).
Нельзя не обращать внимания на эту проблему. Необходимо определиться — кто же должен обеспечивать пожарную безопасность на объектах градостроительства? Это касается и объектов, на которых согласно статье 54 ГрК, не осуществляется Государственный строительный надзор. Если это не произойдет, то мы будем наблюдать постоянный рост количества пожаров на новостройках!
Далее. Проблемы, связанные с рассмотрением и согласованием рабочей документации на строительство.
Проблема прежде всего в том, что ни один из нормативно-правовых актов не требует ее обязательного согласования в Экспертизе или в Стройнадзоре. Считается, что она должна соответствовать ранее утвержденному проекту (а как же иначе!). Но в жизни бывает всякое. Допустим, у инвестора закончились финансовые средства, и он был вынужден временно приостановить строительство, а после его возобновления закончить работы по «усеченному» варианту (так, например, не изменяя функционального назначения здания, предусмотреть на тех же площадях и в тех же конструкциях вместо автосалона помещения магазина для сдачи в аренду или просто исключить отдельные помещения, расширив уже имеющиеся площади, и так далее). Или у заказчика появились новые планы, связанные с перепланировкой. А могло случиться и так, что у строителей в ходе проведения строительно-монтажных работ возникли проблемы по реализации предусмотренных противопожарных мероприятий (например, для повышения фактических пределов огнестойкости основных несущих строительных конструкций вместо конструктивного типа огнезащиты может быть применена только огнезащитная обработка; в местах сообщения смежных помещений категорий В, Г и Д вместо предусмотренных проектом открытых тамбуров, оборудованных установками автоматического тушения, возможна только установка противопожарных дверей и так далее).
Для того, чтобы внести изменения в рабочую документацию, необходимо в первую очередь внести изменения в материалы стадии «проект». До 2007 года проблем не возникало. Достаточно было заказчику направить исправленные материалы в ГПН для проверки их соответствия противопожарным требованиям нормативных документов.
Сегодня же любые отступления от проекта необходимо в обязательном порядке или согласовать с Экспертизой (фактически необходимо получение повторного Заключения), или получить ее подтверждение, что они не противоречат ранее утвержденному проекту, и это при том, что в 90 процентах случаев изменения в рабочей документации не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов (см. приведенные примеры выше), и это не противоречит части 3 статьи 49 ГрК.
Возникает, по сути, тупиковая ситуация. Экспертиза, естественно, не будет давать никаких подтверждений, пока вся документация в полном объеме повторно не поступит ей на рассмотрение, а Стройнадзор не хочет брать на себя ответственность и подтверждать тот факт, что изменения не затрагивают характеристик надежности объекта. Ситуация в отдельных случаях усугубляется еще и тем, что многие проекты прошли согласование до принятия Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту — ТРПБ), а изменения в них были внесены уже после вступления данного закона в силу. В ходе проведения экспертизы, несмотря на то, что здание уже давно стоит (ТРПБ вступил в силу как раз в разгар кризиса), от проектировщиков требуют привести проект в соответствие с требованиями ТРПБ и нормативных документов по пожарной безопасности, что просто невозможно (как можно увеличить уже существующие разрывы или обеспечить ширину проездов до 6 метров?!).
Мне кажется, что это совсем не тупик. Ведь был же создан в 2009 году по распоряжению первого заместителя мэра Москвы В. И. Ресина Координационный совет по вопросам обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности объектов на всех этапах строительства в городе Москве, для решения спорных вопросов, возникающих между ГПН и Стройнадзором по объектам, принятым в эксплуатацию. Кто мешал Стройнадзору создать такой же Совет для рассмотрения и принятия коллегиальных решений по выявляемым в ходе осуществления пожарного надзора в рамках государственного строительного надзора отдельных отступлений от проектных решений, ранее согласованных в установленном порядке и допущенных в ходе строительства, реконструкции объектов капитального строительства? Для этого были все предпосылки, даже подготовлено Положение о научно-техническом и консультационном совете по пожарной безопасности. Но почему-то дальше этого дело не пошло. А жаль!
Нормативно-правовое регулирование в области обеспечения пожарной безопасности.
К сожалению, приходится констатировать, что мы все больше и больше погружаемся в пучину неразрешимых проблем, связанных с полной неразберихой в вопросах обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве. Новые предложения (далее по тексту — Проект ТРПБ) по внесению изменений в ТРПБ (их можно найти в Интернете) — тому подтверждение.
Так, согласно ч. 1 статьи 6 Проекта ТРПБ: «Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности, или выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Получается, что при проектировании противопожарной защиты можно пользоваться как одним техрегла-ментом, так и другим?
Фактически провозглашается двойная система стандартов, так как требования по пожарной безопасности установлены и ТРПБ, и Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту — ТРБ) (статьи 8 и 17), а к нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с ч. 3 статьи 4 Проекта ТРПБ относятся национальные стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований ТРБ, и стандарты и своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых подтверждает выполнение ТРПБ.
На первый взгляд эти документы не противоречат друг другу, но это на первый взгляд.
Например, в статье 80 ТРПБ указано, что возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны в любое помещение здания должна обеспечиваться конструктивными, объемно-планировочными и инженерно-техническими решениями (это и пожарные лифты, и лестничные клетки, и прочее), а статья 8 ТРБ требует обязательного доступа личного состава в любое помещение здания.
Статья 17 ТРБ обязывает разработчиков обосновывать (исследования, расчеты, моделирование сценариев и так далее) все мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. По каким методикам? Кто их будет разрабатывать? Как они будут увязаны с уже утвержденными МЧС методиками? ТРПБ не требует проведения расчетов риска, если выполняются требования закона и нормативных документов по пожарной безопасности.
А взять требования пожарной безопасности, изложенные в СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция», который, как и другие СНиПы, примет статус свода правил. Так они просто противоречат требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (например, п. 5.8 данного документа).

© Строительная газета №11 от 18.03.2011г. | Владимир ТИМОШИН, инженер пожарной безопасности.

Окончание следует.


Чтобы строить - надо знать! Чтобы знать - надо учиться!

Offline

 

#2 2011-03-30 12:07:17

Букинист
Moderator

Re: Законодатели хотели как лучше, а получилось…

окончание

К чему это приведет? Можно сказать, уже привело. Подписан «всеми долгожданный» приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2010 года № 454 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». Теперь для рассмотрения специальных технических условий и подготовки рекомендаций о согласовании либо отказе в их согласовании
создается Нормативно-технический совет Минрегиона России.
Возникает масса вопросов. Например, обязательным ли остается рассмотрение спецтехусловий в Нормативно-техническом совете в МЧС? Ведь приказ МЧС России от 16 марта 2007 года № 141 об утверждении «Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности» никто не отменял! Совет будет рассматривать и спецтехусловия на проектирование противопожарной защиты, разработанные в развитие ТРПБ, или только те, которые разработаны в соответствии с требованиями ТРБ? Касается ли это спецтехусловий, разрабатываемых при отступлениях от обязательных требований (или при недостатке требований), или данный Совет будет смотреть только СТУ на объекты, на которые отсутствуют нормативные требования (что было бы логично)? Как вообще все это будет происходить, если в ДНД МЧС России обычно раз в неделю проходит как минимум один нормативно-технический совет и рассматривается около 10-15 вопросов При этом надо учитывать, что большое количество вопросов также рассматривается в территориальных органах МЧС.
Что это - очередной виток борьбы? Кого с кем? Разве у нас мало других проблемных вопросов, связанных с проектированием и строительством?

Вот некоторые из них.
Требования ТРПБ на объектах капитального ремонта, технического перевооружения, согласно части 2 статьи 1 проекта ТРПБ, должны быть выполнены в части, соответствующей объему указанных работ. При этом на части, не подвергнутые данным работам, требования ТРПБ не распространяются. А если в проекте капремонта по всему объекту предусмотрены частичная перепланировка помещений (преимущественно в части или расширения, или уменьшения площадей, а иногда и в части введения новых небольших площадей в пределах старых), демонтаж старых и возведение новых перегородок (износ материалов и прочее), покраска стен, замена отдельного инженерного оборудования, ремонт фасадов (утепление), то мы обязаны выполнять ТРПБ или нет? Функциональное назначение здания мы не меняем, существующая объемно-планировочная структура здания практически не меняется, не затрагиваются вопросы относительно Генерального плана (изменение габаритов здания, устройство новых проездов и автостоянок, перекладка наружных сетей и другое), а также вопросы относительно существующих несущих конструкций здания, лестничных клеток и их ограждающих конструкций и габаритов (в том числе ширины лестничных маршей и площадок). Действующее законодательство и реалии сегодняшнего дня таковы, что никто не будет брать на себя ответственность по согласованию документации, разработанной без учета ТРПБ. Значит, это будет уже не капитальный ремонт, а полномасштабная реконструкция, требующая вложения немалых средств (а если объект финансируется из городского бюджета?). Никто не говорит, что надо совсем ничего не делать - нет! Надо повышать уровень пожарной безопасности зданий, но нельзя забывать, что в существующем здании просто невозможно учесть все современные требования по обеспечению пожарной безопасности. Зачем мы сами себя пытаемся обмануть или подстраховаться? Не проще ли указать в том же законе, что на уже выполненные виды работ распространяются требования ранее действующих нормативных документов? Тем более в ч. 4 статьи 4 проекта ТРПБ указано про здания, введенные в эксплуатацию («Положения настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84) не распространяются на здания и сооружения, введенные в эксплуатацию…»)
Применение отдельных положений ТРПБ по эвакуации.
В части 14 статьи 89 проекта ТРПБ опять осталась без изменений формулировка подпунктов 2 и 4, исключающая возможность прохождения путей эвакуации через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, связывающая более двух этажей. Если следовать этому требованию, мы не можем построить ни одно общественное здание с атриумом (будут не здания, а «сплошные стеклянные стаканы»), даже предусмотрев весь необходимый комплекс противопожарных мероприятий, включающий в себя и противопожарные шторы, и дренчерные завесы (не думаю, что авторы проекта данного закона никогда не были за границей, где такие здания построены сплошь и рядом).
Вопрос по маломобильным группам населения. Часть 15 ст. 89 проекта ТРПБ требует устройство пожаробезопасных зон вблизи лифтов и (или) лестничных клеток, при этом шахты лифтов должны быть обеспечены подпором воздуха при пожаре. Значит, даже в двухэтажном здании мы должны предусмотреть обязательное дымоудаление из коридора, имеющего естественное освещение, и фактически обязательно выделить помещение для зоны безопасности. Почему нельзя использовать для зоны безопасности холл перед лифтом или проектировать данные зоны как единый узел? И почему нельзя в часть 3 статьи 85 ТРПБ внести изменения, позволяющие не выполнять дымоудаление при проведении соответствующих расчетов?
В заключение хотелось бы отметить, что поднятый в статье перечень проблем далеко не полный, и их решение никак нельзя откладывать на потом. Чем больше будет их накапливаться, тем быстрее мы все окажемся в тупике. И если компромисс единственный выход - значит надо идти на него, но решать надо!
----
© Строительная газета №12 от 25.03.2011г. | Владимир ТИМОШИН, инженер пожарной безопасности.


Чтобы строить - надо знать! Чтобы знать - надо учиться!

Offline

 

Отдел колонтитула