Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2011-03-30 11:26:38

Букинист
Moderator

Почему низок КПД иностранцев

Сколько трудовых мигрантов в России? По официальным данным, на этот год выданы разрешения работодателям на 1 млн. 745 тысяч 584 гастарбайтера. Это квоты. Но нелегально в России трудятся по одним данным 5 млн. иностранцев, по другим — 10 млн.

Собственно, точные цифры никто назвать не может, потому что, проникая в страну, мигранты поначалу встают на учет. Через 90 суток они обязаны уехать, но в девяти случаях из десяти этого не случается. Так что, как бы ни учитывали миграционная служба или пограничники, точной цифры не получится.
Теперь — где мигранты трудятся? По официальным данным, от 46 до 48 процентов на стройках. Думаю, что эти цифры занижены. Вспоминаю, как в прошлом году около меня строили школу. Даже в начале июня там трудились человек 20-25. Но сроки поджимали. 1 сентября неумолимо надвигалось, и строителей увеличилось раз в двадцать. Они копошились везде. И среди них были только представители государств СНГ. Так что, на мой взгляд, на стройках работают до 60 процентов мигрантов.
Теперь возьмем сферу ЖКХ. Здесь вы невооруженным взглядом обнаружите тех же выходцев из СНГ. Их минимум процентов 30.
Может быть, это и неплохо, что в Россию едут люди, чтобы помогать нашей стране строить дома. Но вот беда — жалуются люди на низкое качество строительства. Почему такое качество? Тому несколько причин. Большинство мигрантов, тем более нелегалов, работающих на стройках, не имеют квалификации. Мы еще поговорим, как повышать такую квалификацию. Вторая причина — нередко мигранты-строители находятся фактически на положении рабов. Вот, например, что недавно выявил иммиграционный контроль на стройке дома в Ставрополе.
Как считает инспектор отдела иммиграционного контроля Сергей Агафонов, нельзя было без содрогания смотреть на обитателей превращенной в ночлежку квартиры в одной из строящихся в Ставрополе многоэтажек. У одного от побоев тело — сплошной синяк, у второго — щека вилкой пробита. И так у каждого из пяти приехавших из Казахстана рабочих.
— С тем, что нелегалов нещадно эксплуатируют, сталкиваться доводилось, — рассказывает Сергей Агафонов. — Но чтобы людей били и пытали, такого не припомню. Самое настоящее рабство. Иначе не назовешь.
Кстати, работодатель прекрасно знал, что у него происходит на стройке, но не принимал никаких мер, чтобы прекратить это издевательство. Разумеется, люди, попавшие в такое рабство, не будут стремиться все порученное им делать качественно. А ведь пример из Ставрополя не единичен, а скорее типичен.
Увы, приехавших на стройки мигрантов, даже если у них все оформлено по закону, селят, как правило, либо в заброшенных домах, либо в подвалах. Платят меньше, чем россиянам. То есть работодателям выгоднее их набирать. И не задумываются о том, что они получат на выходе.
Вот как оценивает уровень готовности мигрантов Жанна Зайнчковская, директор Центра миграционных исследований:
—  Уровень образования мигрантов вовсе не такой низкий, как думают наши люди. Среди мигрантов как минимум 15 процентов имеют профессиональное образование, закончили техникум, а иногда и вуз. Но дело в том, что нам их образование не нужно. Уровень их профессиональной подготовки низок. Тот таджик, который закончил строительное ПТУ и не видел там современных материалов, не знает современных методов строительства, не будет у нас нанят на выполнение отделочных работ, его возьмут только котлованы рыть. Конечно, нам не хватает квалифицированных мигрантов, но не все мигранты такие, это только те, кого мы встречаем на улице: уборщики, люди, занятые на строительстве котлованов.
Но после того, как на стройке закончились земляные работы, на место неквалифицированных таджиков или узбеков приходят украинцы, молдаване, белорусы, которые занимаются монтажом и выполнением более квалифицированной работы. Надо учесть и то, что готовых квалифицированных мигрантов особенно неоткуда взять. Квалифицированные везде нужны, за них очень большая конкуренция между странами.
Мне приходилось встречаться с руководителями таджикской и узбекской диаспор. Вели мы речь и о подготовке строителей. Зайнчковская права, в этих республиках уже работают ПТУ со строительными специальностями. Но пока их немного, да и уровень образования в них надо поднимать.
В какой-то мере особняком стоит по найму рабочих Москва. Столица может гордиться тем, что в ней фактически нет безработицы. Количество рабочих мест, предлагаемых на бирже, намного больше, чем желающих получить работу. Объясняется все просто: москвичи не идут на ту малоквалифицированную работу, которую им предлагают. А мигранты не отказываются. И вот что рассказал заместитель начальника Управления федеральной миграционной службы по Москве (УФ МС) Сергей Ше-вырев:
— Мы пошли по пути проверки конкретных организаций и предприятий отраслей экономики города. Первой отраслью у нас стало ЖКХ. Проверяли выборочно. Сконцентрировали силы на 24 организациях. В течение трех дней выявили более 300 иностранцев, трудившихся без разрешения на работу. Они «помогали» коммунальным службам. Слово «помогали» взял в кавычки, так как иностранцы были штатными сотрудниками, хотя потом в управляющих компаниях открестились от них. Но откреститься не удастся, у нас есть полномочия на расследования, есть суд.
Почему такое происходит? Управляющие компании имеют право выставлять на тендер по уборке домов и придомовых территорий только россиян. Платить им по 20 тысяч рублей в месяц. Россияне, естественно, не идут, а компании выставляют на тендер подставных лиц. А потом эти 20 тысяч делят на трех или четырех мигрантов. Так что скажите спасибо тем, кто убирает наши дворы. Они это делают почти бесплатно.
С такими фактами нарушения закона пытаются бороться и московская миграционная служба, и московское правительство. Оно, впрочем, как и повсюду в России, отдает приоритет при трудоустройстве россиянам.
Это, конечно, правильно. Но хотели как лучше, а вышло как всегда. Вот что сказал о положении с квотами Сергей Шевырев:
— Что касается работы иностранцев в городе, квота утверждена — 128 тысяч человек. Это чуть меньше, чем просили. Мы понимаем, что такая квота не порадует всех желающих получить работников-иностранцев. Не все работодатели получили квоты по своим заявкам. Сначала было запланировано 220 тысяч, а конечную цифру я назвал. Мы полагаем, что не менее 500 тысяч иностранцев желают получить разрешение на работу. Но, с другой стороны, нужны ли они городу?
На заседании московского правительства 1 марта этого года тоже посчитали — не нужны. Глава Департамента труда и занятости Олег Нетеребский призвал увеличить число проверок мигрантов. Мэр Сергей Собянин приказал улучшить содержание легальных мигрантов и по зарплате, и по жилью. А также больше брать на работу, особенно на стройки, россиян. Олег Нетеребский рассказал, кстати, что в 2010 году Москва провела три ярмарки вакансий во Владимире, Твери и Воронеже, после чего у городов «появились вопросы» к столице в связи с тем, что она отвлекает из этих городов лучшие трудовые ресурсы.
Позиция правительства Москвы подвергается критике и с другой стороны. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что выбранная правительством Москвы стратегия не позволит решить проблемы нелегальной миграции.
«Выбраны неверные механизмы решения проблемы. Квотирование приводит к тому, что реально востребованные рынком трудовые мигранты уходят в тень, — отметила она. — Лучше открытая политика регистрации мигрантов. Если бы департамент труда и занятости города боролся за права мигрантов, было бы лучше».
По данным Натальи Зубаревич, радиус миграции в Москву в 90-е годы «колоссально вырос» и составляет сейчас 500-600 километров. Естественно, что региональные власти сопредельных территорий не очень рады видеть, как утекают их наиболее трудоспособные кадры. Однако проблем дальней миграции с Кавказа и из Средней Азии эти процессы не решают, так как рынок труда мигрантов строго сегментирован — выходцы из соседних со столицей регионов не работают дворниками или строителями.
Мне не раз приходилось общаться с представителями миграционного контроля в столице. На мой вопрос «квоты снижены, кто же придет работать на стройки?» всегда следовал однозначный ответ: «нелегалы». А это значит снова низкое качество строек и разрастание криминала.
Есть ли выход из такого положения? Об одном из них рассказал Сергей Шевырев:
— В начале года мы вместе с сотрудниками префектур просчитали новостройки. В них порядка 140 тысяч квартир. Не каждый москвич способен привлечь лицензированную организацию для проведения ремонта. Много предложений по ремонту от иностранцев. Большинство из них работают нелегально. Наши сотрудники в праздничные новогодние дни провели проверки квартир. Мы не только применили взыскания к нарушителям, но и разъяснили им новые нормы законодательства по получению патентов на работу у частных лиц. В результате на 21 января было получено три с половиной тысячи патентов. Нужно выводить из тени иностранных граждан.
На российских стройках по-прежнему будет работать чуть ли не половина мигрантов. Как обучить их, добиться качественного труда? Свою схему предлагает директор ЗАО «РСУ «Стройсер-вис», член экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы по строительству и земельным отношениям Александр Садыгов:
— Основной рабочей силой в строительстве и эксплуатации недвижимости уже давно стали выходцы из других стран бывшего СССР. Они в своем большинстве приезжают сюда неподготовленными и в первое время могут выполнять только неквалифицированную работу. Редкий гастарбайтер имеет реальную возможность остаться в России «всерьез и надолго»: государство до сих пор не проводит соответствующую миграционную политику. Россия не привлекает наиболее активных и работоспособных людей из-за рубежа для укрепления своего экономического потенциала, как это практикуется, например, в Канаде, Австралии или Новой Зеландии. Интересно, что наши законы позволяют это делать.
Задача подготовки рабочих сейчас встала во весь рост перед строительными компаниями, которым нелегко с этим справиться в силу объективных причин. Кто должен прийти им на помощь в деле обучения персонала? Всякий здравомыслящий человек кивнет в сторону системы саморегулирования.
У каждой саморегулируемой организации есть деньги, офисы и управленческий аппарат. У строительных компаний, входящих в СРО, есть производственные базы, техника, инструмент и опытные прорабы. Этого достаточно для организации учебных классов и привлечения квалифицированных преподавателей и наставников как из строительных компаний, так и из лучших учебных заведений и факультетов строительного профиля. Но СРО этого не делают в отличие, скажем, от тех же предприятий. В Санкт-Петербурге успешно функционируют многие учебные центры при частных компаниях. В качестве примеров можно привести центр «Кnauf Северо-Запад», где обучают технологиям отделочных работ, «Центр бетонных технологий», созданный при финансовой поддержке правительства Германии с участием компаний «Дойч Инвест Групп» и MCBauchemie, учебный центр концерна Baumit, где также обучают строительным технологиям в контексте применения материалов, производимых концерном.
Почему отдельно взятые компании заботятся об обучении своих работников, а СРО не проявляют должной активности в этом деле?! Потому что действиями компаний руководит деловая целесообразность. Они не рассчитывают на нынешнюю систему государственного профессионального образования в России, которая сильно отстает от потребностей времени и нуждается в серьезной модернизации. Хватит жаловаться на то, что российский рынок труда в качестве строительных рабочих может предоставить в основном неквалифицированных выходцев из Средней Азии. Их надо обучать! Тот, кто умеет выполнять работу, должен научить того, кто не умеет. Для этого нам, строителям, нужна современная система подготовки кадров, которая позволит в кратчайшие сроки обучать рабочих передовым строительным технологиям. И ответственность за создание и функционирование этой системы должны взять на себя саморегулируемые организации.
Можно ли полностью согласиться с предложениями Александра Садыгова? Наверное, есть в нем свои минусы. Но это уже важный подход к решению проблемы повышения качества строительства и уменьшения на стройках количества нелегалов. Чему, видимо, никак не способствует сокращение квот для трудовых мигрантов.
---
© Строительная газета №11 от 18.03.2011г. | Владимир КЛИМОВ.


Чтобы строить - надо знать! Чтобы знать - надо учиться!

Offline

 

#2 2018-06-13 11:05:37

KristiaN
Забанен

Re: Почему низок КПД иностранцев

Не зная верить или нет, Но вот официальная информация сколько получают прорабы. статистика сравнения с разными http://skolko-poluchaet.ru/skolko-poluc … rorab.html странами

Отредактировал KristiaN (2018-06-13 11:05:56)

Offline

 

Отдел колонтитула