Строительство - для всех кто строит
Вы не зашли.
Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»
Страницы: 1
Инновация, инновационное развитие, переход на инновационные рельсы... Без употребления сих модных слов и словосочетаний сегодня, пожалуй, не обходится ни одно совещание, ни одно выступление уважающего себя руководителя, в какой бы сфере он ни работал. Но что за ними кроется в реальности? Действительно ли мы, встав на инновационные ролики, стали ускоренно двигаться к высокотехнологичному, модернизированному будущему или все-таки топчемся на месте, словно заклинание повторяя одно и то же модное слово? Это в полной мере относится к транспортному строительству, где, словно на конвейере, рождаются новые целевые и стратегические программы с опорой на инновации и модернизацию.
Казалось бы, дорожная отрасль просто обречена была стать одним из безусловных лидеров в области внедрения инноваций в нашей стране. Это вполне оправдано, ибо ее автомобильные транспортные системы находятся в крайне запущенном состоянии. Кому как не им требуется помощь инноваций!
Внедрения инноваций в дорожное хозяйство с нетерпением ждали все: и строители, и ремонтники, и автомобилисты, и пешеходы. И вот свершилось! Инновации, похоже, уверенно вошли в жизнь отрасли. Это со всей очевидностью демонстрируют не только достаточно регулярно проводимые совещания в Министерстве транспорта и Федеральном дорожном агентстве, посвященные этой проблематике, но и прошедшие в конце минувшего года «Транспортный конгресс» и выставка-форум «Дороги». Что касается последней, то проблемам инноваций была посвящена, пожалуй, добрая половина всей ее деловой программы.
Однако за множеством прозвучавших в ходе них слов от большинства участников всех этих мероприятий зачастую ускользало понимание того, какова результативность столь, казалось бы, масштабной работы на данном направлении? Что же, собственно, дали инновации современной практике строительства, содержания и эксплуатации российских дорог?
Ответ на эти вопросы призван был дать «круглый стол», организованный в конце декабря в Министерстве транспорта РФ. В отличие от многих других схожих по названию мероприятий он был посвящен не «инновациям вообще», а рассмотрению результатов работы Федерального дорожного агентства, а также отраслевых научных и проектных институтов по внедрению инноваций в дорожное строительство в 2010 году.
Так что же было сделано?
Одним из наиболее значимых достижений прошедшего года заместитель руководителя ФАД «Росавтодор» Николай Быстров считает успешное продолжение формирования Федеральным дорожным агентством при участии ФГУ «Росдортехнология» системы управления внедрением инновационных технологий, конструкций и материалов для развития дорожного хозяйства. Ведь масштаб работы огромен: только объектов реконструкции и ремонта насчитывается несколько тысяч.
В свое время Минтрансом перед дорожниками была поставлена высокая планка: добиться, чтобы в ходе реализации каждого проекта строительства, реконструкции или ремонта автомобильных дорог непременно было применено то или иное новое техническое решение. В рамках концепции обеспечения высокого качества дорог ставились две ключевые задачи по внедрению новых технологий: повышение технико-эксплуатационных свойств дороги и повышение межремонтных сроков службы автодорог и мостов. В качестве необходимых были определены этапы внедрения инноваций от разработки до широкого применения, которые включают опытные испытания, мониторинг, анализ результатов и внесение изменений в нормативную базу.
Росавтодор, логично возглавивший работу по созданию системы учета инноваций, начал с составления их перечня. При его формировании решено было опираться на результаты собственных НИОКР, предложения отечественных научных организаций, ученых и специалистов, а также анализ практики зарубежных дорожных администраций, публикации в зарубежных изданиях, итоги работы конгрессов и отраслевых конференций. Наиболее сложным для воплощения этапом оказался мониторинг результатов внедрения инновации после завершения работ на объекте, хотя именно он очень многое определяет: объект закрыт, деньги на него закончились. За счет чего организовывать мониторинг? Его основным инструментом остается ежегодная диагностика автодорог в рамках технического задания (на участках, где внедряются технические решения).
Каждая инновация обретает паспорт на картографической основе, включающий весь блок практической информации: результаты работы подрядчика, авторского надзора и т. д. с привязкой к объекту внедрения.
Одним из важнейших достижений в области инноваций в 2010 году стало структурирование их внедрения.
Благодаря инфраструктуре дирекции, включающей в себя пять филиалов и три представительства, численностью более 240 человек в текущем году был проведен мониторинг результатов внедрения инноваций во всех 37 управлениях дорожного хозяйства. Он проводился на основании действующих распорядительных и нормативных документов Росав-тодора в рамках проверки работ по строительству, капитальному ремон-ту, ремонту и содержанию дорог, находящихся в гарантийном управлении Росавтодора. План предусматривал внедрение инноваций на 413 объектах В результате таких объектов оказалось более 430.
Говоря на сухом языке цифр в 2010 году дорожниками были освоены 237 инноваций: 26 новых технологий при строительстве и ремонте дорожных одежд, 34 вида новых машин и механизмов для содержания и эксплуатации автодорог, 23 новые технологии в области автоматизированных систем управления, 21 технология в области оборудования и обустройства дорог, 23 новых вида геосинтетических материалов, 19 новых добавок битумов, повышающих их эксплуатационные свойства, 32 новейшие технологии строительства и реконструкции мостовых сооружений и т. д В их числе - устройство поверхностной обработки дорог с применением рубленого стекловолокна, полимерасфальтобетона, новые виды добавок к битуму, повышающие его адгезионные свойства и сроки службы, а также дорожные машины нового поколения для деструктури-зации цементобетонного покрытия и поверхностной обработки покрытий из битумной эмульсии и щебня.
Хотя в заседании за «круглым столом» приняли участие немало чиновников и специалистов дорожной отрасли, главные вопросы так и остались невыясненными. 237 инноваций в год - хорошо это или плохо? Много или мало? Более того, непонятно где, в каком объеме они были применены? Сколько километров или конкретных объектов общим объемом по вводу это составляет? Чем они выгодно отличаются от «неинновационных»? Что дали дорожной отрасли, экономике страны в целом? Этого никто пока не изучал!
Ключевым вопросом остается и само значение термина «инновация». Логично понимать под инновацией реализацию любого нового технического или организационного решения, дающего положительный технический или экономический эффект, ранее не применявшегося. Но в течение какого времени это решение вправе считаться инновационным? Ответа на этот вопрос пока нет! Таким образом, пока что есть возможность достаточно свободно лавировать среди новых изобретений и новых словосочетаний, благополучно выдавая за инновационное одно и то же решение на протяжении нескольких лет.
Приходится констатировать, что сведения об имеющихся на вооружении автодорожных строителей и эксплуатационников инновационных продуктах на сегодня, к несчастью, по-прежнему очень туманны. Неко-торые из них успешно внедряются в жизнь. Но сказать однозначно, чего они помогли достичь, пока никто не может.
Подводя итог не слишком удавшемуся «круглому столу», заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров подчеркнул, что главным элементом системы управления инновациями в отрасли должно быть не просто апробирование новых технических решений, а именно их внедрение. Внедрение широкомасштабное. Нужен результат! Без этого оценить работу по инновациям в дорожной сфере невозможно. Ка- залось бы, вещь очевидная. Но, видно, не для всех. Обратил он внимание и на проб-лему недостаточной поддержки изобретателей, самостоятельно занимающихся инновациями. Для них должен быть разработан четкий алгоритм действий: куда надо прийти, какие документы нужно подать, в течение какого времени они могут быть рассмотрены, когда по ним будет принято решение и, наконец, каким образом эти новации могут прийти в жизнь. Проведя достаточно серьезную работу, ФДА должно дать возможность новаторам-соотечественникам своевременно применять свои прогрессивные разработки, дабы мы в дальнейшем не получали их же из-за рубежа, подчеркнул Белозеров.
Механизм перевода дорожной отрасли на инновационные рельсы необходимо перенастроить. В противном случае никакая идеальная систематизация, никакое новаторское структурирование обрывочных результатов картины бездорожья не изменит.
---
© Юлия МИХАЙЛОВА | Строительная газета №3 от 21.01.2011г.
Offline
Конечно, нужно многое менять, в первую очередь, конечно устаревшие ГОСТы и СНиПы!
Offline
Вечная проблема - строительство дорог. Нужно бы решать уж наконец-то.
Offline
Sipo написал:
Конечно, нужно многое менять, в первую очередь, конечно устаревшие ГОСТы и СНиПы!
Пока их поменяют - много воды утечет. Да и не только в них дело. Просто мало где применяют новые образцы покрытий. А дороги все-таки ремонтируются, кто бы что не говорил. Их много, поэтому все сразу отремонтировать невозможно.
Offline
Страницы: 1