Объявление

Архив форума. Перейти на новый строительный форум »»»

#1 2011-08-11 11:08:17

Букинист
Moderator

Безопасность труда — превыше всего

Условия и охрана труда, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников строительных организаций — это серьезная социально-экономическая проблема, непосредственно влияющая на жизнедеятельность строительных подразделений, а отсюда и на объемы и качество строительства. Об этом шла речь за «круглым столом», организованным ЦК Профсоюза строителей России. Руководители крупнейших территориальных организаций профсоюза вели речь на главную тему строительной отрасли России: о безопасности и здоровье ее работников. Вел заседание председатель Профсоюза строителей России Борис СОШЕНКО.

Открывая «круглый стол», Борис Сошенко сказал:
—  Глобальный экономический и финансовый кризис повлиял на условия и охрану труда работников отрасли и прежде всего негативно сказался на качестве охраны труда и их здоровья. Кризисные явления в экономике, вынудившие многие организации вести борьбу за выживание, отодвинули на второй план вопросы безопасности труда. На многих предприятиях износ производственных фондов достиг критических пределов. Применяются устаревшие, вредные и опасные для здоровья технологии. Работодатели в погоне за прибылью сократили финансирование мероприятий, направленных на улучшение охраны труда.
В декабре 2010 года Профсоюз и Российский союз строителей заключили Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 годы. В новом соглашении в разделе «Охрана труда» работодателям рекомендовано внедрять систему организации охраны труда на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 12.230.2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования». Обращено внимание на необходимость применения индивидуальных и коллективных средств защиты от падения с высоты и продуманной организации работ в холодный и теплый периоды года. В разделе «Социальные гарантии» установлена единовременная денежная компенсация от работодателя семье погибшего на производстве в размере 1 миллиона рублей.
Практика подтверждает: в тех организациях строительного комплекса, где есть профсоюзы и организован общественный контроль за соблюдением работодателями требований и норм охраны труда, уровень производственного травматизма значительно ниже.
Как показывает многолетний опыт работы по предупреждению производственного травматизма, основная нагрузка ложится на плечи уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза. В 2010 году в строительных организациях, подконтрольных профсоюзу, избрано более 10 тысяч уполномоченных.
Работодатели, взяв на себя в рамках отраслевого соглашения, региональных соглашений, коллективных договоров обязательства по содействию общественному контролю за охраной труда, не всегда их добросовестно выполняют. Зачастую они не предоставляют уполномоченным лицам профсоюза по охране труда дополнительное время для выполнения ими своих общественных обязанностей. Нам сообщают о том, что некоторые работодатели отказываются включать какие-либо гарантии в коллективный договор, мотивируя это тем, что все общественные обязанности необходимо выполнять в свободное от работы время. Такое отношение работодателей значительно снижает эффективность работы уполномоченных.
С интересом было выслушано выступление Александра Лазарева, заместителя председателя Московской городской организации профсоюза. Он сообщил, что Профсоюз строителей Москвы ведет плановую работу в рамках комплексного подхода к решению трех взаимосвязанных проблем строительного производства: культура, качество, безопасность. За пять месяцев текущего года произошло двенадцать несчастных случаев, из них шесть тяжелых и шесть со смертельным исходом. Причем если посмотреть статистику, то все погибшие — новички, трагедия произошла на второй, третий, максимум пятый день их работы. Как правило, это не москвичи, а приезжие из других регионов или других стран СНГ. Не обучены ни правилам работы, ни знаниям по охране труда и в подавляющем большинстве — семейные.
— У нас есть соглашение, в котором сказано, что если работник погиб на производстве, то семье нужно выплатить за счет работодателя 50 минимальных заработных плат, — напомнил А. Лазарев. — Нередко приходится обращаться в суд. Тут мы строго стоим на страже нашего соглашения. Обязательно добиваемся. И если уж случилось, что человек погиб на производстве, каждый год в марте мы приглашаем в храм Христа Спасителя семьи, вдовцов, вдов, тех, кто потерял своих близких. Служится панихида, и каждая семья получает материальную поддержку и денежную сумму, которая хоть как-то помогает скрасить их горе. Выступают руководители строительного комплекса, кланяются, просят прощение за то, что не уберегли своих работников.
Шесть лет при горкоме профсоюза действуют Совет охраны здоровья и Фонд поддержки и охраны здоровья членов профсоюза. Это самостоятельная первичная профсоюзная организация. Помимо того, что она отчисляет в горком профсоюза свой процент, дополнительно 5 процентов направляют на организационные расходы совета. Возглавляет его председатель крупной профсоюзной организации. Сегодня совет располагает значительными средствами. Для чего он нужен? Если у члена профсоюза по тем или иным причинам плохо со здоровьем, в том числе из-за травмы на производстве, профессионального заболевания, то первичная профсоюзная организация обращается в совет с просьбой выделить средства на лечение. Порой до 300 тысяч рублей. И ни одной организации мы еще не отказывали.
Критичным было выступление Владимира Караганчева, председателя Сочинской городской организации профсоюза. Он рассказал, что и на важнейших олимпийских объектах наблюдается массовое пренебрежение охраной труда:
— Мне лично только в прошлом году пришлось принимать участие в расследовании семидесяти семи несчастных случаев со смертельным исходом и в пяти — с тяжелым исходом. Да еще технический инспектор крайкома профсоюза приплюсовал к этой статистике шестнадцать смертей. Главная их причина — безответственное отношение работодателя к охране труда, — заявил Владимир Караганчев. — Не так давно, в мае, вместе с Рострудинспекцией расследовали несчастный случай. Погиб сварщик на пробивке шурфа. Шурф — это фактически тоннель диаметром шесть метров. Время от времени, для того чтобы сварить металлоконструкции на высоте, сварщик использовал специальную подъемную «лапу». И вот эта «лапа» сломалась. Тогда начальник участка, между прочим, с большим стажем работы, эту технику решительно убирает. Сажает сварщика в ковш экскаватора… Результат закономерен. Сначала с высоты падает металлический сегмент, который надо было приварить. За ним выпадает сварщик. На сварщика падает ковш.
На вопрос о технике безопасности и мероприятиях по охране труда исполнительный директор разводит руками. Оказывается, денег не хватает на эти мелочи. Хозяева, выиграв тендер, сразу забирают на собственные нужды не менее 60 процентов и укатывают за границу. Наверное, их проедать.
Люди работают на износ. Работают весь световой день — 12-14 часов. Сильно устают. Устают так, что не выдерживает сердце — умирают. Недавно мне два извещения пришли о подобных случаях в Сочитоннельдорстрое.
А вот еще одна трагедия. Рабочий выпрыгнул с восьмого этажа. Накануне с женой сильно повздорил из-за зарплаты — работал вахтовым методом, а денег не видел месяцами. В МВД при расследовании пришли к выводу — у человека склонность к суициду. А товарищи погибшего говорят: у нас всех такая склонность, потому что зарплату давно не видели.
Вот и думай профсоюзный работник — как в таких условиях бороться с работодателем за высокую культуру производства.
Владимир Малахов, председатель Хабаровской краевой организации профсоюза, высказал тревогу в связи с сокращением профсоюзных организаций в строительной отрасли:
— В большинстве строительных организаций профсоюза у нас нет. Зато есть множество мелких организаций, насчитывающих десять-пятнадцать человек, в основном управленцев. При них — триста-четыреста наемных работников, главным образом иностранцы, как правило — китайцы. Создать в этих условиях профорганизацию — утопия. Дальневосточные строители работать на стройках не хотят. Они ушли в более оплачиваемые отрасли. Прикиньте, средняя зарплата строителя в Хабаровском крае со всеми надбавками и коэффициентами 22 тысячи рублей. А полукилограммовая буханка хлеба — 30-40 рублей, литр молока — 60 рублей, килограмм сахара — до 80 рублей. На 22 тысячи да еще с семьей месяц не протянешь. А вот китайцы согласны и на меньшую зарплату. Живут они в разных уголках при той же стройке. Травмируются сотнями, а погибнет кто — товарищи выносят его за пределы стройплощадки. Чтобы, как говорится, не огорчить хозяина, а то всех прогонит. А так — случай не производственный.
Большинство хозяев у нас москвичи с питерскими. И первое их требование при покупке предприятия — ликвидировать профсоюзную организацию. А ликвидирована организация — долой и охрану труда. Присматривать и контролировать после этого некому.
И все же мы находим свои возможности влиять на ситуацию. Но сколько на это сил и времени уходит!
Разговор о роли профсоюза в контроле за охраной труда продолжил Вадим Михасев, председатель Татарской республиканской организации профсоюза:
— Два раза в год мы проводим специальные заседания исполкома нашего профсоюза по вопросам охраны труда и техники безопасности. Стараемся пригласить на них и представителей тех организаций, где нет профсоюза. И они наглядно, с помощью статистики, убеждаются: там, где нет профсоюзной организации, травматизм всегда выше. И понятно почему. Там некому потребовать увеличить сумму средств, выделяемых на охрану труда. Некому сказать, что необходим уполномоченный по охране труда, которого надо к тому же еще обучить. Некому сказать, что любая рабочая планерка должна начинаться с главного вопроса — охраны труда и техники безопасности. Некому напомнить, что человек, уходя на работу, должен быть уверен, что вернется с нее живым и здоровым. В этом же должна быть уверена и его семья.
Бывают случаи, когда иные руководители ведут себя, как школьники, неожиданно застигнутые учителем с куревом. Это когда гибнут их подчиненные. Я всегда говорю им в таких случаях: иди и сам расскажи все семье погибшего — матери, жене, детям… Прячут глаза. И ни разу ни один из таких руководителей не решился на подобный визит.
— Очень важно, чтобы мы не путали охрану труда с техникой безопасности, — заявил Михаил Усанкин, председатель Саратовской областной организации профсоюза. — Это два разных направления. Состояние охраны труда отражает уровень организационной и профилактической работы. А для техники главное требование — чтобы прежде всего она была сама по себе безопасной и надежной. А как ей быть безопасной, если на наших стройплощадках, в производственных цехах отнюдь не редкость экспонаты, которым от роду пятьдесят-шестьдесят лет. Хозяева предприятий в подавляющем своем большинстве не хотят тратиться не то что на модернизацию — даже на приобретение самого необходимого оборудования редко когда соглашаются. Рассчитывают на умельцев, которые что-то там подкрутят, подлатают — и опять все крутится и вертится. До очередной поломки, а то и аварии. Так что вполне закономерно, что травматизм, связанный с этим фактором, год от года растет.
Областные строительные организации используют примерно 450 башенных и козловых кранов. Лишь десятая часть из них похожа на то, о чем говорится в их техническом паспорте. А для частного бизнеса главное — прибыль. Нам надо переломить психологию этого бизнеса. Государство обязано экономическими мерами, законодательно сделать так, чтобы любая тяжелая травма, тем более смерть человека на производстве, финансово для хозяина предприятия стала разорительной. И тогда он подумает, на что надо в первую очередь тратить прибыль — на покупку роскошной яхты или на приобретение современного надежного подъемного механизма, обеспечивающего безопасность его работников.
Денис Шубин, председатель Ярославской областной организации профсоюза, обратил внимание участников «круглого стола» на попытки работодателей избавиться от профсоюзных организаций:
—  Недавно у нас после длительных консультаций, долгих переговоров было заключено трехстороннее соглашение. Одним из «пунктов» преткновения стал раздел по охране труда. Сторона работодателей почему-то выступила с предложением исключить его из соглашения. Дескать, у нас есть трудовое законодательство, достаточно нормативных документов, которые в полном объеме регламентируют эту сферу деятельности. Но что значит раздел охраны труда в соглашении? Это его сердцевина, основной смысл деятельности профсоюза, основной его рычаг и одновременно основная его связь с каждым членом профсоюза, с каждым работником. Вот почему мы, профсоюзная сторона, резко выступили против этого странного предложения. Нас поддержал третий участник переговорного процесса — областной департамент по строительству. У нас с ним складываются как с профессионалами своего дела (не без сложностей, конечно) добрые отношения. Стараемся найти общий язык и с теми строительными подразделениями, прежде всего крупными, где нет профсоюзных организаций. И опять же стремимся найти общий интерес прежде всего с помощью согласованных подходов к решению проблем техники безопасности и охраны труда.
В завершение «круглого стола» подвел итоги Борис Сошенко:
—  Прежде всего отметим необходимость обеспечения законодательной базы для развертывания системы управления охраной труда. Можно без преувеличения сказать, что действующее в настоящее время законодательство по охране труда базируется на благородных общих принципах и подходах. Назову важнейшие из них:
— приоритет жизни и здоровья работника по отношению к экономическим результатам производственной деятельности;
— право на охрану труда всех работников и гарантии его реализации;
—  проведение государственной политики в области охраны труда и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда.
Но нам всем вместе необходимо добиваться, чтобы все эти замечательные принципы и подходы действовали на практике. Мы должны констатировать, что в регионах, к сожалению, пока не восстановлена в полном объеме эффективно действующая система управления охраной труда непосредственно на предприятиях.
В связи с этим Профсоюзу необходимо всеми возможными средствами инициировать и последовательно добиваться внедрения в каждой организации, на каждом предприятии современной и эффективной системы управления охраной труда, когда она становится частью корпоративной культуры. С тем, чтобы она превратилось в дело чести и ответственности не только профсоюзного активиста, работодателей, а и каждого работника. Все должны быть заинтересованы в этой работе и иметь возможность участвовать в деятельности, связанной с обеспечением безопасности труда.

© Иван ДЕНИСОВ. | Строительная газета №31


Чтобы строить - надо знать! Чтобы знать - надо учиться!

Offline

 

#2 2012-10-09 00:20:43

deshenez
New member

Re: Безопасность труда — превыше всего

Эх... Все бы это понимали...

Offline

 

#3 2012-12-27 17:47:46

Dp88
Member

Re: Безопасность труда — превыше всего

Согласен а по настоящему все наоборот.

Offline

 

#4 2018-11-16 20:55:01

KristiaN
Забанен

Re: Безопасность труда — превыше всего

Полезный ресурс для рабочих. Для тех кто ищет жилье в Питере. Недорогое жилье https://gil-service.ru/

Offline

 

Отдел колонтитула